К участкам юрлиц для ИЖС применяется повышающий коэффициент земельного налога
© denphumi / Фотобанк 123RF.com |
В дополнение к письму ФНС России от 16 ноября 2023 г. № БС-4-21/14484@ (согласовано с Минфином России, см. также новость от 28 ноября 2023 г.) ФНС направила копию решения ВС РФ от 23 декабря 2024 г. по делу № АКПИ24-861 об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании вышеуказанного письма частично недействующим (Письмо ФНС России от 13 января 2025 г. № БС-4-21/148@).
ВС РФ подтвердил изложенный в Письме вывод о том, что начиная с налогового периода 2020 года в отношении налогооблагаемых по ставке не более 1,5% земельных участков, приобретённых (предоставленных) в собственность коммерческими организациями для ИЖС, при исчислении налога применяются коэффициенты, предусмотренные п. 15 ст. 396 НК РФ, вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости на таких земельных участках, соответствует содержанию подп. 2 п. 1 ст. 394, п. 15 ст. 396 НК РФ. Утверждение административного истца о том, что повышающий коэффициент 2 распространяется только на земельные участки, облагаемые по ставке 0,3%, противоречит нормам налогового законодательства (Решение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2024 г. № АКПИ24-861).
Так, положение п. 15 ст. 396 НК РФ распространяет действие коэффициента 2 на земельные участки, приобретённые (предоставленные) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства. Соответствующие земельные участки могут облагаться земельным налогом как по ставке 0,3% (применительно к физическим лицам, не использующим участки в предпринимательских целях), так и по ставке 1,5% (применительно к организациям, использующим участки в предпринимательских целях). Исключением для применения повышающего коэффициента 2 является ИЖС, осуществляемое физическими лицами. Оно не может быть применено в отношении коммерческой организации.
Распространяя повышающий коэффициент на всех налогоплательщиков (физических и юридических лиц), федеральный законодатель исходил из того, что применение этого коэффициента зависит от критерия, определяющего связь земельного участка с жилищным строительством.
Предусмотренные п. 15 ст. 396 НК РФ размеры повышающих коэффициентов к ставке земельного налога по своему значению не являются мерой наказания застройщиков-налогоплательщиков за нарушение сроков строительства, а служат обеспечительной мерой экономического характера, способствующей своевременному завершению строительства объектов жилищного назначения и введения таких объектов в эксплуатацию с одновременной государственной регистрацией прав на жилищные объекты, в том числе для целей гражданского оборота. Данная мера направлена на предотвращение создания условий для уклонения от уплаты земельного налога в связи с несвоевременной государственной регистрацией прав на жилые объекты и нарушением сроков строительства.